Директор Центра
Эпова Надежда Павловна
Опыт работы: 7 лет
Директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат психологических наук, доцент, Заслуженный работник образования Забайкальского края, профессиональный коуч.
-
тьютора проектов;
-
научного консультанта программ ОЭР и программ развития ОУ;
-
эксперта инновационных проектов, нормативных и методических документов;
-
уполномоченного представителя ГЭК (ЕГЭ) (2008-2013 гг.);
-
заместителя председателя Краевого совета по психологии;
-
разработчика конкурсных заявок, представленных на конкурсный отбор региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализаций мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы, по направлению «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» и «Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы»;
-
заместителя руководителя региональной стажировочной площадки в ЗК по направлению «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» ФЦПРО на 2011-2015 г.;
-
председателя государственной комиссии по аттестации выпускников ЗабГУ по направлению «Педагогика» профиль «Специальное (дефектологическое образование» («Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» (бакалавриат, магистратура);
-
организатора НПК, симпозиумов по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, четырех региональных педагогических Ассамблей инноваторов Дона.
Экспертная деятельность по оценке:
-
механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации (2020 г.)
-
инновационных проектов на статус областной инновационной площадки;
-
основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования;
-
материалов участников региональных конкурсов профессионального мастерства;
- нормативных-правовых и методических материалов Комплексной информационно-аналитической системы (КИАС), Проекта Концепции развития дополнительного профессионального образования; Педагогической концепции цифрового профессионального образования и обучения и др.
Читает лекционные курсы:
-
«Психология управления образованием», «Психологические основы управления персоналом образовательной организации»;
-
«Психология образовательной среды»;
-
«Психологические основы образовательной деятельности в системе специального образования»; «Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ», «Организация моделей инклюзивного образования»,
-
«Технологии экспертизы инновационной деятельности»,
-
«Организация деятельности педагога в условиях инновационной деятельности».
Научные интересы:
Психологические аспекты деятельности современного педагога и руководителя; профессионально-личностные позиции педагога; управление образовательной организацией; коуч-менеджмент; непрерывное профессиональное развитие педагога; научно-методическое сопровождение ФГОС; инклюзивное образование.
Образование
-
ГОУ ВПО «Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского» по специальности «Педагогика и методика начального обучения», квалификация – учитель начальных классов (1992 г., с отличием).
-
ГОУ ВПО «Забайкальский государственный педагогический университет» по специальности «Психология», квалификация – педагог-психолог (2001 г., с отличием).
-
ГОУ ВПО «Читинский государственный университет» (заочная аспирантура, кафедра психологии, 2009 г.).
Профессиональная переподготовка:
-
сертификат программы профессиональной переподготовки «Наука и искусство трансформационного коучинга», Международный Эриксоновский университет коучинга, 2015 г., сертифицированный профессиональный коуч (сертификат №2032992PC);
-
диплом о дополнительном (к высшему) образовании (ППК 034897), дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы», 2008 г.;
-
диплом о профессиональной переподготовке по программе «Управление инновационными процессами в образовании» (специализация «менеджмент в образовании») ПП-I № 854649;
-
диплом о профессиональной переподготовке по программе «Коррекционная педагогика», 2012 г.
Повышение квалификации:
-
Модерация в групповой работе по трансформации образовательного учреждения» (24 час., Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Первый центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки», г. Санкт-Петербург, 13.03-15.03.2020 г., регистрационный номер ПЦ – 180320);
-
«Марафон на миллион» (сертификат о прохождении курса, 2020 г.);
-
«Администратор Instagram» (сертификат, базовый курс @smm.kuhnya.kurs, 27.04- 24.05.2020 г.)
-
«Проектирование инклюзивного образовательного пространства: организация учебной и внеурочной деятельности для детей с ОВЗ» (18 час., ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», 09.07.2018 – 14.07.2018);
-
«Формирование и оценка метапредметных компетенций в основной школе в соответствии с ФГОС» (16 час., ГАУ КО ДПО «Институт развития образования», 26.03.2018-27.03.2018 г., г. Калининград);
-
«Повышение квалификации региональных тьюторов по вопросам обеспечения качества преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного в образовательных организациях» (72 ч., ООО «Верконт Сервис», 03-17.04. 2017 г.);
-
«Организация деятельности тьютора стажировочной площадки», 2012 г., 72 час, ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Москва;
-
«Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, 2014 г. 72 час. МГППУ, Москва (тьютор).
Этапы профессиональной деятельности
1. Учитель начальных классов в МОУ СОШ № 26 г. Читы (с августа 1992 года по январь 2003 года),
2. Педагог-психолог в МОУ СОШ № 26 г. Читы (с января 2003 по сентябрь 2004 года).
3. В период с сентября 2004 г. и по сентябрь 2013 г. работала в ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Чита) в должностях:
-
старшего методиста кафедры психологии (2004 – 2007 гг.),
-
старшего преподавателя кафедры психологии (2007–2009 гг.),
-
декана факультета коррекционной педагогики и практической психологии образования (2009-2013 гг.).
4. С сентября 2013 г. по сентябрь 2020 года работала в ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в должности:
-
начальника отдела научно-методической работы (с сентября 2013 года по 01.09.2020 года);
-
доцента кафедры психологии (с октября 2013 года по июль 2014 года);
-
доцента кафедры управления образованием (с июля 2014 года и по 01.09.2020).
5. С 1 сентября работает директором Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Проекты и программы
Федеральный проект "Учитель будущего" (2020 г.):
Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы
Региональный проект:
«Формирование регионального инновационного кластера эффективных образовательных систем модернизации образования в рамках дорожной карты «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области» (РИК)
Государственная программа
«Доступная среда» на 2011-2015 годы по направлению «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях"
Федеральная целевая программа
"Развитие образования" на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» (направление 1.6 «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся»):
-
ведущий консультант по вопросам развития системы образования;
-
тьютор (сертификат ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Москва);
-
заместитель руководителя региональной стажировочной площадки ЗабКИПКРО.
«Современный образовательный менеджмент»:
Участвовала в работе:
-
Стратегических сессий по вопросам создания и функционирования центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (14-16 февраля 2020 г., 20-24 сентября 2020 г., Москва);
-
Апробации новой модели аттестации руководителей образовательных организаций (апрель - май 2020 г.);
-
Конкурсе управленцев "Лидеры России 2020"
-
Общероссийского гражданского форума – 2019 «Гражданское общество: настоящее будущее» (ОГФ – 2019), Москва, 30 ноября 2019 г.;
-
Международного методического семинара «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся», г. Москва, 11-12 ноября 2019 г.;
-
Всероссийского семинара-совещания «Обучение русскому языку в образовательных организациях Российской Федерации: опыт, проблемы, тенденции» (29-30 марта 2018 г., г. Москва);
- Всероссийского семинара-совещания «Реализация ФГОС общего образования. Управленческий аспект» (г. Ростов-на-Дону, 26-27 апреля 2016 г.).
Награды и достижения
Ученая степень:
кандидат психологических наук - специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» (ученая степень присуждена решением диссертационного совета Д212.072.01 при ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» 31 января 2012 г. №6 и выдан диплом ДКН №160481 Министерством образования и науки РФ (приказ от 1 июня 2012 г. №317/нк).
Ученое звание:
доцент по научной специальности 19.00.07 «Педагогическая психология» (16 ноября 2017 г.).
Почетное звание:
Заслуженный работник образования Забайкальского края.
Иные достижения:
1. Осуществляла научно-методическое сопровождение образовательных организаций, участвующих во всероссийских конкурсах:
-
МАОУ «Лицей №11» г. Ростов-на-Дону - абсолютный победитель конкурса «Школы – лидеры качества образования» в рамках всероссийского проекта «Вектор качества образования», организованного редакцией российского журнала «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования»;
-
МБОУ г. Ростова-на-Дону "Школа №81" - Лауреат VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа – 2020»;
-
МБОУ СОШ №3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорск - Лауреат VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа – 2019»;
-
МБОУ Обливская СОШ №1 - Лауреат V Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа – 2018»;
-
МБОУ СОШ №16 г. Шахты - Лауреат II степени III Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа – 2016».
2. Лауреат "Всероссийского конкурса на лучшую методическую рекомендацию, направленную на совершенствование форм и методов преподавания русского языка, языков народов Российской Федерации с учетом особенностей регионов-реципиентов - 2020 г.» за методические рекомендации "Индивидуальный проект ученика: новые форматы тьюторского сопровождения".
3. Лауреат Всероссийского конкурса "Лучшая научная книга -2017 г." Фонда развития отечественного образования за учебное пособие "Рефлексивная культура руководителя образовательной организации".
4. Обладатель золотой медали в номинации «Духовное воспитание» международного конкурса «Надежды планеты - 2015» оригинальных идей, перспективных инициатив, эффективного опыта обучения, воспитания, развития и социализации подрастающего поколения в современном мире в г. Новосибирске (соавтор коллективной монографии «Культура и личность. Социализация и инкультурация»).
Разработки и публикации
Опубликовано более 130 публикаций, из них 5 учебных изданий и 9 научных трудов, опубликованных в рецензируемых научных изданиях (ВАК).
Основные публикации:
-
Модель внутрилицейской системы профессионального роста и развития кадрового потенциала педагогов или успешность и эффективность многовариативности педагогического развития (на примере Лицея №11 г. Ростов-на-Дону) [Текст]: научная статья/Эпова Н.П., Потатуева В.О. //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. №3. 2020 г.
- Равный учит равного: на пути к новым форматам становления профессионально-личностных позиций педагога инклюзивного образования [Текст]: научная статья/Эпова Н.П. //Учебный год. Образовательный журнал ГАУ ДПО «ВГАПО», №4 (62), 2020. С. 11-15.
- Лучшие практики обучения русскому языку детей с ОВЗ [Текст]: методический сборник. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020. – 108 с.
- Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагога и возможности единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования: подходы к проектированию и сопровождению индивидуальных маршрутов [Текст]: научная статья/Эпова Н.П., Информационные технологии в образовании – 2020. Сборник научных трудов участников XX научно-практической конференции-выставки 5-6 ноября 2020. – Ростов н/Д.: Изд-во ООО «Издательство «Эверест», 2020. – 192 с.
- Ресурсы профессионально-личностного развития учителя, обучающего русскому языку в инклюзивной школе, в условиях реализации Национального проекта «Образование» [Текст]: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – 128 с.
- Система методической поддержки образовательных организаций в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» [Текст]: методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – 100 с.
- Нормативные и социально-педагогические механизмы продвижения русского языка в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Текст]: методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – 58 с.
- Нормативные и социально-педагогические механизмы продвижения русского языка в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Текст]: методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – 100 с.
- Модель организации среды профессионального роста педагогов, обучающих русскому языку детей с ОВЗ в современной системе инклюзивного образования [Текст]: методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 108 с.
- Психолого-педагогические основы обучения русскому языку детей с ОВЗ в условиях ФГОС НОО [Текст]: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 128 с.
- Тьюториал в пространстве Федеральной целевой программы «Русский язык»: концепция, психолого-педагогические основы, методики [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.П. Эпова. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 120 с.
- Индивидуальный план участника повышения квалификации – актуальный механизм самоидентификации и профессионального развития педагога [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Королева, Н.П. Эпова. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 32 с. (0,6 п.л. личный вклад)
- Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы [Текст]: методическое издание / Л.Н. Королева, Н.П. Эпова. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 30 с. (0,5 п.л. личный вклад)
- Эффективные практики обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Донского региона [Текст]: научно-методический сборник /авт.-сост. Н.П. Эпова. – Ростов н/Д.: ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. – 96 с.
- Об организации адресной системы поддержки и сопровождения развития профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ [Текст]: научная статья /Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы VII Всероссийского симпозиума с международным участием: в 2-х ч. Часть 1. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2017. – 124 с. – С. 26-36.
- К проблеме развития субъектно-рефлексивной позиции участников образовательного процесса в условиях информатизации / Информационные технологии в образовании – 2016. Сборник научных трудов участников XV научно-практической конференции-выставки 22-23 ноября 2017. – Ростов н/Д.: Изд-во ООО «Издательство «Эверест», 2017. – 192 с. - С. 9-10.
- Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги и научно-методической деятельности в учреждении ДПО [Текст]: научная статья. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. № 1 (18) 2014 г. – С. 27-41.
- Проектирование процессов научно-методического сопровождения образовательных систем в Донском крае: формирование регионального инновационного кластера [Текст]: научная статья. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал Челябинского института переподго-товки и повышения квалификации работников образования. 2015 г. № 3(24). – С. 12-23.
- Управление развивающей средой в условиях инклюзивного образования: психолого-педагогический ракурс [Текст]: учебное пособие/О.Г. Тринитатская, Н.П. Эпова. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. – 244 с. (15,5 п.л., авт. вклад 9 п.л.).
- Рефлексивная культура личности руководителя школы как фактор эффективного взаимодействия субъектов в условиях трансформации образования [Текст]: учебное пособие/ Тринитатская О.Г., Эпова Н.П. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2016. – 268 с. (16,75 п.л., авт. вклад 9 п.л.).
- Принципы организации и становления инклюзивного образования в современной школе [Текст]: научная статья // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки: научно-педагогический журнал. Ростов-н/Д. Изд-во Южного федерального университета. – 2015. - №6. – с. 157-166. (1,1 п.л., авт. вклад 0,5 п.л.).
- Ценностно-смысловые детерминанты психического развития личности в условиях трансформации российского образования [Текст]: научная статья // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки: научно-педагогический журнал. Ростов-н/Д. Изд-во Южного федерального университета. – 2015. - №7. – с. 43-52. (Эпова Н.П., Сундукова А.Х., Захарова Л.Г., 1,2 п.л., авт. вклад 0,5 п.л.).
- Профессионально-психологическая компетентность как основа развития личности педагога в инновационной школе [Текст]: научная статья // Эпова Н.П., Пономарева И.П., Основин А.В. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки: научно-педагогический журнал. Ростов-н/Д. Изд-во Южного федерального университета. – 2015. - №8. – с. 78-91. (1,3 п.л., авт. вклад 0,5 п.л.).
- Психологические особенности управления образовательным процессом в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Текст]: научная статья //Эпова Н.П. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки: научно-педагогический журнал. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального университета. – 2016. - №6. – С. 84-90. (0,62 п.л.).
- Психолого-педагогические аспекты рефлексивного управления учебной деятельностью обучающихся в условиях изменения системы оценивания при формировании личностных результатов [Электронный ресурс]: научная статья // Baikal Research Journal: электронный научный журнал. Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета. – 2016. – Т. 7, № 4. - 10.17150/2411-6262.2016.7(4).26 Режим доступа: http://brj-bguep.ru/ ISSN -2411-6262 (500 Кб/1,25 п.л.).
- Региональный инновационный кластер эффективных образовательных систем как научно-методический ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС [Текст]: тезисы сообщения Вестник образования/ Королева Л.Н., Эпова Н.П. Официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. – 2016. - № 11. – с. 33-35.
- Психологические особенности коуч-стиля в управлении образовательным процессом: от разработки стратегии к тактике формирования рефлексивно-субъектной позиции персонала в инклюзивной школе [Текст]: научная статья. Психология в экономике и управлении: научный журнал. Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета. – 2015. – Т. 7, № 2. – С. 159-168. – DOI: 10.17150/2225-7845.2015. 7(2). 159-168.
- Коуч-подход в управлении образовательной организацией в контексте профессионального стандарта педагогической деятельности [Текст]: тезисы сообщения научной конференции. Коучинг: перспективы развития в управлении и образовании: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Москва. 27 мая 2015/Под научной ред. доцента, к.пс.наук, И.В. Зотовой – Москва: Изд-во ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. – 170 с. – С. 157-167.